Вчера официально заработал газопровод "Северный поток". На торжественный пуск российского газа в Европу в обход транзитных государств в немецкий Любмин приехали президент России, канцлер Германии и премьеры Франции и Нидерландов.
Годы реализации одного из крупнейших за последнее время совместных энергетических проектов подошли к своему логическому завершению, а такое представительство на открытии трубопровода лишний раз говорит не только о его экономическом, но и политическом значении. "Это долгожданное событие, которое знаменует новый шаг в укреплении взаимоотношений России и Евросоюза, России и Германии", - заметил российский лидер перед пуском "Северного потока", завершив в Берлине переговоры с президентом Германии Кристианом Вульфом. В конечном счете, заявил Медведев, это способствует укреплению энергобезопасности в Европе.
Когда будет построена вторая ветка газопровода, а управляющая компания обещает сделать это в октябре 2012 года, в Европу по "Северному потоку" можно будет ежегодно подавать до 55 миллиардов кубометров газа. А тезис об энергобезопасности основывается на том, что природный газ будет идти по дну Балтийского моря напрямую в Германию. Из цепочки энергетического сотрудничества таким образом исключается транзитная сторона, с которой раньше периодически возникали серьезные споры вплоть до перекрытия газа.
Видео: Константин Завражин
"Сегодня все видят, что задачи этого проекта абсолютно прагматические. Или экономические, если хотите, - заявил Дмитрий Медведев на торжественной церемонии пуска "Северного потока". - И можно с уверенностью сказать, что этот газопровод будет самым современным в этой сфере".
Глава Российского государства напомнил европейцам, что наша страна даже в тяжелые 90-е годы всегда ответственно исполняла свои обязанности поставщика энергоресурсов. Этой политики Россия собирается придерживаться и впредь, постепенно наращивая энергетическое сотрудничество со странами Европы, включая совместное участие в разработке новых месторождений и развитии генерирующих мощностей. "Экономически оправданной альтернативы этому сотрудничеству нет и быть не может", - уверен Медведев.
Все это прекрасно понимают. Со сцены прозвучал прогноз, что к 2020 году потребности европейской экономики в газе превысят 200 миллиардов кубометров. Поэтому и канцлер Ангела Меркель, и премьер-министры Франсуа Фийон и Марк Рютте единодушно отдавали России одно из ключевых мест в списке энергетических партнеров Европы. "Мы должны диверсифицировать источники энергии, - сказал Фийон. - Строительство газопровода отвечает этим целям".
А Ангела Меркель с пуском "Северного потока" всерьез задумалась о европейских правилах игры на энергетическом рынке и, в частности, о содержании Третьего энергетического пакета, который не нашел понимания у российских партнеров, а теперь, полагает она, точно вызовет острые дискуссии. "Не все, кто живут за пределами Европы, это сразу поймут, - сказала она и обратилась к комиссару ЕС по энергетике Гюнтеру Эттингеру. - Господин Эттингер, может быть, нужно что-то и у нас поменять, чтобы всем все было понятно?"
Сотрудничество между Россией и Германией Дмитрий Медведев обсудил в ходе официального визита в Берлин со своим немецким коллегой, и не одной энергетикой богато это взаимодействие. В последнее время модным направлением работы между Россией и странами ЕС стало так называемое партнерство для модернизации, идет интенсивный взаимный обмен инвестициями. Но есть по-прежнему одна вещь, которая, как полагают с российской стороны, мешает настоящему прорыву в отношениях с Евросоюзом.
- Мы считаем визовый вопрос реальным рудиментом прошлого, от которого Евросоюзу нужно отказаться, чтобы выстроить полноценные отношения с Россией, - заявил Дмитрий Медведев.
Визовый вопрос обсуждается Москвой и Брюсселем не первый год. Все, что до сих пор удалось сделать, это дойти до стадии итоговой доработки и последующего принятия "дорожной карты", реализация которой может способствовать отмене виз. "Мы рассчитываем, что и Германия, и другие страны ЕС, с которыми мы сейчас ведем переговоры, после утверждения "дорожной карты" будут двигаться в сторону не просто облегчения визовых обменов, а в сторону полной отмены виз, потому что только в этом случае можно создавать единую Европу, рассчитывать на полноценное партнерство", - заметил российский лидер.
Когда будет построена вторая ветка "Северного потока", в Европу можно будет ежегодно подавать до 55 млрд кубометров газа
То же самое от России ждут европейские партнеры. По словам президента Вульфа, европейские инвесторы, например, жалуются на обязательную регистрацию в России. Он даже выстроил целую цепочку, в которой скорая отмена визового режима зависит от успехов в борьбе с коррупцией, на которую, в свою очередь, эффективно может повлиять большая свобода печати. "В краткосрочной перспективе добиться отмены нельзя", - пришел к выводу президент Германии.
Это, впрочем, не мешало и не мешает Москве и Берлину перейти на уровень стратегического партнерства. Уроки истории президент Вульф вспоминал по нескольким поводам. Сегодня в Германии отмечают очередную годовщину падения Берлинской стены, в чем Кристиан Вульф большую роль выделил и нашей стране. "Мы не должны забывать, что 70 лет назад Германия напала на Советский Союз, принеся большие беды и страдания", - в то же время напомнил он.
- Историю забывать нельзя, - согласился Дмитрий Медведев. - Я благодарен словам президента Германии, который сказал, что такие уроки необходимо извлекать из нашего прошлого.
Уроки эти могут использовать и другие страны мира, которые сегодня абсолютно не стесняются прибегать к угрозам в адрес друг друга. Прежде всего это касается ближневосточных государств, где, напомнил глава Российского государства, страсти и так накалены до предела, а мирный процесс находится в тупике. В такой ситуации последние воинственные заявления Израиля в адрес Ирана являются крайне опасной риторикой, предупредил президент России.
- Если сейчас в этих условиях поднимать милитаристскую волну, угрожать кому-то, это может спровоцировать очень сложные последствия, вплоть до конфликта, - заявил Медведев. - Поэтому я считаю, что нужно выдохнуть, успокоиться и продолжить конструктивное обсуждение всех вопросов повестки, а не угрожать применением ударных сил. Это все может закончиться большой войной, а это для Ближнего Востока было бы катастрофой.