Пусковое устройство двигателей Д-24 и Д14
Двигатель Д-24 запускается на бензине при пониженной степени сжатия с помощью электрического стартера типа СТ-81, питаемого от двух аккумуляторных батарей З-СТ-60. В период пуска и прогрева двигатель работает как карбюраторный, поэтому он оборудован, помимо дизельной топливной аппаратуры, еще и магнето М14Б, запальными свечами (М19/20У) и карбюратором К-13Д. Понижение степени сжатия (с 14,5 до 6) достигается сообщением основных камер сжатия с дополнительными пусковыми камерами в головке цилиндров. При такте впуска горючая смесь поступает из карбюратора 11 (рис. 89) в надпоршневое пространство и вихревую камеру, заполняя также и дополнительную камеру 3, соединенную в это время с цилиндром открытым пусковым клапаном 4.
Рис. 89. Схема пуска двигателя Д24:
1—магнето; 2-свеча; 3—дополнительная (пусковая) камера сгорания; 4—клапан пусковой; 5—клапан впускной; 6—большая заслонка впускного трубопровода; 7—дроссельная заслонка карбюратора; 8—воздушная заслонка карбюратора; 9—бачок пускового топлива; 10—кран бачка пускового топлива; 11—карбюратор; 12—малая заслонка впускного трубопровода; 13—впускной трубопровод; 14—канал в головке цилиндров.
Пусковые клапаны 15 (рис. 90) управляются рычагом 29, расположенным на рулевой колонке.
Головка цилиндров имеет два впускных канала соединяющихся с полостью впускного клапана. Снаружи каналы соединены с отверстиями впускного трубопровода, в котором установлены заслонки 8 и 9. Обе заслонки закреплены на общей оси 7 таким образом, что когда одна из них открыта, вторая плотно перекрывает свой канал.
Заслонки сблокированы с приводом пусковых клапанов посредством механизма, состоящего из рычага 25, тяги 5, рычага 3 со скобой 4 и пружины 2; когда рычаг 29 на рулевой колонке поворачивают в крайнее заднее положение, то пусковые клапаны дополнительных камер благодаря системе тяг и рычагов открываются и одновременно ось 7 заслонок поворачивается в такое положение, при котором большая заслонка 9 закрывает канал, подводящий воздух из воздухоочистителя, а малая 8 открывается, сообщая карбюратор 6 с полостью впускного клапана головки. При переводе на дизельное топливо происходит обратное: заслонка 8 закрывается, а заслонка 9 открывается. Пружина 2 обеспечивает фиксирование рычага 3 в крайних положениях и плотное закрытие заслонок.
Рис, 90. Управление пуском двигателя Д-24:
1-свеча зажигания; 2—пружина рычага оси заслонок впускного трубопровода; 3—рычаг оси заслонок; 4—скоба; 5—тяга управления заслонками; 6—карбюратор; 7—ось заслонок; 8—малая заслонка; 9—большая заслонка; 10—впускной трубопровод; 11—рычаг собачки; 12—валик управления задним пусковым клапаном; 13—дополнительная (пусковая) камера сгорания; 14—кулачок валика 12; 15—пусковой клапан; 16—впускной клапан; 17—выпускной клапан; 18—рычаг валика переднего пускового клапана; 19—соединительная тяга валиков управления пусковыми клапанами; 20—трехплечий рычаг; 21—рычаг собачки; 22—пружина собачки трехплечего рычага; 23-собачка трехплечего рычага; 24—тяга промежуточная; 25—рычаг тяги управления заслонками; 26—промежуточный рычаг; 27—тяга промежуточного рычага; 28—рукоятка управления подачей топлива; 29—рукоятка управления пусковыми клапанами; 30—тяга (промежуточная) управления подачей топлива; 31—рычаг включения стартера; 32—рычаг тяги 33; 33—тяга управления подачей топлива; 84—тяга рычага включения стартера.