Петербур
В середине 1990-х в гостевой книге одного из петербургских транспортных сайтов появилась запись, настоящий «крик души» архитектора из Дублина: “пожалуйста, расскажите больше про ваш трамвай! Мы здесь задыхаемся от машин и нуждаемся в любой информации о транспорте, который избавит нас от этого”. К сожалению, с точки зрения позитивного опыта, уже тогда делиться было нечем. А сегодня «весточка» ирландского гостя в адрес города с трамвайной сетью некогда очень мощной, но дождавшейся хотя бы минимума необходимой реконструкции того, что осталось, лишь 12 лет спустя, вспоминается скорее, как предупреждение.
Дублину пришлось строить свою рельсовую сеть с нуля. Трамваи ходили здесь с 1872 по 1959 год, когда была закрыта последняя пригородная линия, и долгое время основным городским перевозчиком оставался автобус. Вернуться к вопросу об уличном рельсовом транспорте вынудили резкий рост частного автопарка и перегрузка улиц. Обе трассы новой системы, получившей название Luas (ирл. «скорость»), открылись летом 2004 года. Её маршруты не нумерованы; по цвету их обозначения на картах линии получили название «красной» и «зелёной». Примечательно, что в силу политического решения, требовавшего частичного закрытия движения автотранспорта по центру, они не соединены и работают обособленно, каждая со своим депо. Такая конфигурация изначально привела к значительному росту расходов на сооружение сети по отношению к изначально планировавшимся.
Помимо большого числа применённых здесь оригинальных технических решений, Luas известен специалистам, как одна из немногих в мире систем ЛРТ, прибыльных по текущей эксплуатации. Ежедневный объём перевозок составляет здесь более 90000 человек; резкий рост популярности системы вынудил её оператора – Veolia Transport Ireland – в 2007 году доукомплектовать исходно 30-метровые Citadis-ы двумя дополнительными секциями. Теперь все 40 находящихся в эксплуатации вагонов имеют длину 40 метров и могут вместить 358 пассажиров, включая две инвалидных коляски.
Также в 2007-м было принято окончательное решение о концепции дальнейшего развития городского рельсового транспорта. В рамках одобренного ещё в 2005-м правительственного плана Transport 21, до 2015 года обе линии Luas-а получат значительные продолжения и ответвления, строительство части которых уже завершается. Линии наконец будут соединены в единую сеть, будет построена и третья, «фиолетовая» линия, которая соединит западные пригороды с центром. Две линии новой системы метро также будут выполнены и оборудованы по технологии ЛРТ с унификацией оборудования и подвижного состава. Всего планируется построить более 100 км новых путей, т. е. увеличить сеть ЛРТ более чем в 4 раза только по протяжённости. С учётом полумиллионного населения Дублина и его площади чуть более 100 кв. км, плотность и протяжённость новой сети грозят стать рекордными среди полностью вновь построенных за новейшее время.
Значительную роль в городских перевозках играют электрички пригородной сети DART, протяжённость маршрутов которых в рамках этого же плана также возрастёт.
В любом случае, уже сегодня в столице Ирландской Республики сформировалась основа транспортной системы, при которой современный рельсовый транспорт служит основным перевозчиком. Это значительно разгрузило улицы в районах прохождения его путей и помогло начать регенерацию депрессивного ранее из-за пробок центра города. Возможно, что при её дальнейшем развитии такая мера, как предлагаемое сегодня введение ежемесячного «парковочного налога» на машины, простаивающие днём около офисов, просто не понадобится.
Видеоматериал о транспорте Дублина можно скачать здесь (примерно 72М, 47 минут).
|
|